Как передвигаться в лесу?
Если есть возможность, то лес, особенно густой, следует обходить стороной. При передвижении старайтесь держать дорог и троп. Но если все-таки участок пути будет проходить по лесу, к этому надо соответственно подготовиться.
При выборе маршрута в лесистой местности не следует без крайней необходимости намечать путь движения через крупные лесные массивы, так как ориентирование в густом лесу, особенно ночью, сильно затруднено. Целесообразно прокладывать маршрут вблизи четких местных ориентиров (опушка леса, просека, берег реки, озера), совпадающих с направлением движения.
Очень важно правильно уложить все имущество, предназначенное для переноски, подогнать снаряжение, чтобы оно не стесняло движений и не издавало каких-либо звуков при движении. Не следует брать ничего лишнего. Особенно хорошо нужно подготовить обувь (просушить, смазать), правильно подобрать носки или портянки.
В некоторых случаях должны своими силами подготовить простейшие средства для повышения проходимости (снегоступы, волокуши), а также средства для преодолений препятствий.
Чтобы идти уверенно даже по густому кустарнику, бурелому или через завалы лучше всего, если у вас ноги и руки будут защищены. Носите в тайге одежду, не допускающую за ползания клеща через воротник и обшлага. Простая энцефалитка является наиболее удобной одеждой.
Прежде чем войти в лес сориентируйтесь. Лучшим средством для этого является компас, если нет компаса по солнце. Тщательная ориентация в этот момент нужна из-за того, что войдя в лес обзор снижается до нескольких десятков метров. И при неумелом передвижении очень легко потерять ориентировку и начать кружить на одном месте.
Но самое надежное - взять за правило, прежде чем войти в лес, посмотреть карту или хотя бы нарисованный от руки план местности. Запомнить ориентиры.
Входя в лес, запомните, с какой стороны от вас стоит солнце. Если, например, справа - выходить обратно надо так, чтобы оно было слева. При этом надо делать поправку на время: из-за вращения Земли солнце будет казаться сместившимся вправо. За каждый час надо добавить к своему направлению уклон в 15 градусов влево.
Если ночью или пасмурным днем сбился пути, то ночью по звездам следует определить стороны света, чтобы утром облегчить ориентирование.
Во время движения надо чаще себя проверять: запоминать ориентиры, оставлять зарубки. Без зрительных ориентиров человек в лесу начинает кружить, так как правая нога делает шаг всегда чуть шире левой. Чтобы избежать этого, прямую линию надо мысленно проводить между двумя ориентирами впереди. Дойдя до одного (например, дерева), тут же выбрать следующий. Прямая линия таким образом будет непрерывной.
Обходить деревья нужно попеременно то с левой, то с правой стороны.
Чтобы выдержать намеченное направление, обычно выбирают хорошо заметный ориентир через каждые 100-150 м маршрута. Это особенно важно, если путь преградил завал или густой кустарник, которые вынуждают отклониться от прямого направления. Попытка идти напролом всегда чревата получением травмы.
Крупного болота в лесу не встретить, как говорят, просто по определению. В противном случае это уже будет болото, а не лес. Но заболоченные участки попадаются сплошь и рядом. Лучше обходит их стороной, но, обойдя, обязательно учитывайте это и постарайтесь поскорее вернуться на выбранный азимут. Водные преграды, особенно реки с быстрым течением и каменистым дном для большей устойчивости преодолевают не снимая обуви. Прежде чем сделать следующий шаг, дно прощупывают шестом. Двигаться надо наискось, боком к течению, чтобы поток не сбил с ног.
Скорость движения устанавливается с учетом сложности и протяженности маршрута, времени года, погоды, состояния грунта, других условий обстановки.
В зависимости от этих условий скорость движения может быть различной. Средней скоростью пешехода по равнине с твердым грунтом считается: без груза - 4-5 км/ч, с грузом - 3- 4 км/ч. При расчете скорости марша по пересеченной местности следует вводить поправки на подъемы и спуски и в зависимости от углов наклона принимать следующие скорости движения:
Важное значение для поддержания высокой скорости передвижения и сохранения сил имеет правильное сочетание интенсивного движения и отдыха.
Для кратковременного отдыха, а также для уточнения местонахождения и определения направления дальнейшего движения, для осмотра и приведения в порядок обуви, одежды, снаряжения следует делать небольшие привалы. Первый привал на 5-10 мин лучше сделать через 25-30 мин после начала движения. Во время привала еще раз подогнать снаряжение, проверить одежду и прежде всего обувь. Дальше остановки можно делать значительно реже через каждые 1,5-2 ч. Продолжительность привалов 10 мин. При движении по сильно пересеченной местности, с большим количеством завалов, подъемов и спусков промежутки между привалами надо сокращать. При крутизне подъема 15-25°привалы следует делать примерно через 50 мин, а при более крутых подъемах чаще.
Лучше идти в полный рост, как привык, не допуская излишнего напряжения, сохраняя ритмичность и глубину дыхания. Дышать равномерно, через нос и делать полный выдох. Мышцы ног, туловища, рук должны быть по возможности расслаблены. Изменять ритм движения нужно плавно, постепенно набирая скорость в начале движения и сбавляя ее за 3-4 мин до конца. При остановке сразу плюхаться на землю нельзя, следует немного потоптаться на место (1-2 мин.), выбрать место, постепенно снять нагрузку и только потом снимать ношу и устраиваться на отдых.
Когда по лесу идет группа туристов, лес кажется вымершим. Оно и понятно, шумят, курят, сучьями трещат, от такой наглости вся живность замирает или уходит куда-нибудь подальше, еще до того как появится возможность "вступить в зрительный контакт". Передвигаться по лесу по возможности, бесшумно, оглядываясь через каждые 40-50 шагов. Только так можно увидеть редкого зверя и остаться незамеченным.
Но так двигаться, надо еще научиться. Первое требование к бесшумной ходьбе - умение двигаться, не создавая шума при постановке ног на землю, и соблюдение осторожности во избежание возникновения шума от задевания за ветки. Шаг при такой ходьбе короче обычного. Нога ставится на землю легко, осторожно. При передвижении на короткие расстояния ногу лучше ставить на носок, медленно перенося массу тела на всю ступню. При передвижении на значительные расстояния нога выносится на пятку, а другая нога слегка сгибается до положения полуприседа. Выносимая вперед нога должна ставиться так, чтобы можно было сразу же поднять ее, если она попала на предмет, производящий шум. Ходите так, чтобы усилия шли от бедра, а не от колена.
Обычно шум производит пятка, особенно там, где на земле валяются палки, сучья, камни и т. п.
Передвижение по вязкому грунту вызывает дополнительный расход энергии, затрачиваемой на "вытаскивание" ног из вязкой почвы и на сохранение равновесия. Поэтому по вязкому и топкому грунту надо двигаться короткими шагами, быстро переставляя ноги, чтобы они не успевали глубоко уходить в почву. Ногу нужно ставить на всю ступню, движение облегчать энергичной работой рук. Желательно выбирать более твердые участки почвы, борозды, кочки, глинистые выступы. В этих случаях движение небольшими шагами чередуется с прыжками и большими шагами.
Двигаясь по скользкой поверхности (например, по глинистой почве после дождя) ногу следует ставить на всю ступню. Одна рука обязательно должна быть свободна, чтобы делать ею короткие резкие движения для сохранения равновесия.
При передвижении по высокой траве рекомендуется выше поднимать ноги и ставить их на землю с носка.
При передвижении по мелкой воде, чтобы не создавать шума, ногу надо опускать постепенно с носка, протаскивая ее вперед по воде скользящим движением, как при ходьбе на лыжах.
При низкой температуре зимой скрип шагов по снегу слышен на 30-40 м. В морозную ночь распространение звуков увеличивается. Для уменьшения звука шагов зимой можно обшить подошвы обуви шубными лоскутами, обмотать мягкими тряпками.
В лесу опавшая листва, сучья, валежник то и дело шумят и потрескивают под ногами. Чтобы идти без шума, шаги укорачиваются, нога ставится на землю, мягким, нащупывающим движением. Если под ногу попадет предмет способный вызвать шум, разведчик, опираясь на ногу имеющую твердую опору, ищет другое место, куда шагнуть. Если под ногами очень много сучьев, прежде чем шагнуть надо разворошить их носком, нащупать твердую землю и наступить. Отводя в сторону ветки, преграждающие путь надо не бросать их, а, придерживая, медленно вернуть в прежнее положение. Тогда они не зашумят.
Часто шум мы носим с собой, то в рюкзаке что-то бренчит, то в карманах. Это надо устранить, металлические предметы переложить материей, в коробок со спичками виток бинта или кусочек бумаги и т.д.
Чтобы не кашлянуть надо проглотить корочку хлеба и надавить на кадык. Чтобы не чихнуть, трут переносицу или засовывают в ноздри мизинцы. Если нет никакой возможности сдержаться, надо широко открыть рот, выдохнуть побольше воздуха из легких и, прикрыв рот и нос скомканной материей, прокашляться или чихнуть, не вдыхая до этого новой порции воздуха.
Передвижение ночью осуществляется теми же способами, что и днем. При ходьбе в полный рост в незнакомых местах, покрытых лесом или кустарником, необходимо левую руку слегка согнуть в локте и держать перед собой на высоте лица для самостраховки.
В самой чаще лицо приходится защищать, подняв локти вперед до уровня груди, кулаки кверху. При этом удары веток принимают на себя руки.
Во время движения по бурелому очень полезен альпеншток или простая палка.
Если стволы сухие и веток на них не много, можно идти по бревнам, лежащим примерно в нужном направлении. Опасайтесь, однако, острых и обломанных сучков Не стоит испытывать свои способности в эквилибристике - идти по дереву скользкому, покрытому мхом или подгнившему, особенно в дождь.
Самые неприятные участки в буреломе, где деревья лежат слишком высоко, чтобы через них перелезать и слишком низко, чтобы проходить под ними. Такие места лучше всегда попытаться обойти.
В Прибайкалье, на Дальнем Востоке встречаются многокилометровые заросли кедрового стланика. Эти стелющиеся ковром карликовые березки или кедры преодолевают не спеша. Тонкие деревья подминают ногой, более толстые служат опорой. Скорость передвижения иногда меньше полукилометра в час, поэтому чтобы сэкономить время и силы, лучше попытайтесь найти обход.
В тайге не допускается передвижение по незнакомому маршруту в темноте без заметных ориентиров, особенно при наличии буреломов, завалов, болот и др. препятствий. Надо переночевать там где вас застала ночь.
Передвижение зимой
Заснеженные участки без лыж или снегоступов пройти практически невозможно. Легче передвигаться по руслам замерзших рек, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности (см. тонкий лед). Особенно тонкий лед под сугробами у обрывистых берегов. В местах изгибов рек надо держаться подальше от обрывистого берега, где течение быстрее и лед поэтому тоньше. Часто после замерзания реки уровень воды убывает настолько быстро, что под тонким льдом образуются карманы, представляющие большую опасность. Весной лед наиболее тонок на участках, заросших осокой, у затопленных кустов.
Если чувствуешь, что заблудился, надо немедленно остановиться и не паниковать, а подумать когда и сколько времени назад потерял ориентировку. А потом постараться вернуться к тому месту, откуда начинается знакомый путь.
Что для этого нужно?
Вспомнить последнюю примету на знакомой части пути и постараться проследить к ней дорогу. Можно установить потерянное направление движения, вспомнив, с какой стороны было солнце или луна. Откуда дул ветер (если он был постоянным), куда плыли облака. Можно высчитать (умножив примерную свою скорость на время) расстояние до того места, где потерялась дорога.
Если это не удастся, надо вспомнить знакомые ориентиры, напр. протяженные и шумные: железную дорогу, судоходную реку, шоссе.
Выйти к людям помогают звуки - работает трактор (слышно за 3-4 километра), лает собака (2-3 километра), идет поезд (до 10 километров). Помогает запах дыма: тут надо двигаться против ветра.
При отсутствии знакомых ориентиров, троп и дорог лучший способ выйти из леса дойти до какого-нибудь ручья и идти вниз по течению. Если ручеек не превратится в болото, то рано или поздно выйдешь к людям.
Если ориентиров нет, нужно постараться влезть на самое высокое дерево - с высоты больше вероятность увидеть трубы, антенны, вышки электропередач, знакомый холм, столб дыма. Трубы на крышах можно увидеть за 3 километра, заводские трубы -за 6, колокольни, башни на фоне неба - за 15 километров.
Будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...
- Что делать, если вас жрет анаконда
- Бронеавтомобиль "ВОЛК" — чудо на колесах!
- Ножевой бой - техника и тактика атаки
- Советы по выживанию от участников боевых действий
- Гимнастика для глаз: из практики снайперов
- Как вытащить пулю из своего тела в полевых условиях
- Срочная эвакуация! А Вы готовы?
- Осваиваем методы партизанской войны