Легендарный кукурузник. Видео полета
Легендарный кукурузник
Фото

10 интересных фактов о «кукурузнике» - легенде советской авиации

7 января 1928 года в воздух поднялся первый полёт самолёт У-2 - многоцелевой биплан, созданный группой под руководством Николая Поликарпова. Его, как и более позднюю модель биплана АН-2, прозвали «кукурузником». Делимся с вами интересными фактами о легендарных советских бипланах. Если что- то пропустили, добавляйте в комментариях.

Самолёт-первооткрыватель неба

Самолёт У-2 в Советском Союзе использовали для первоначального обучения пилотов. С него началась дорога в небо тысяч советских летчиков. Любовное «кукурузник» он получил в в 1950-е годы, когда его использовали в основном на авиахимических сельскохозяйственных работах на кукурузных просторах СССР.

Кукурузник - демократичный самолёт

Однако во времена СССР «кукурузники» широко эксплуатировались и для перевозки пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. Самолёт использовали на рейсах, связывавших областные центры с районными или с сёлами. Главные преимущества "кукурузника" – простота в эксплуатации, взлёт и посадки на неподготовленных грунтовых площадках, малый пробег и разбег - это делало кукурузник незаменимым для работы практически везде: на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии.

По шесть бомб на борт "кукурузника"

Самолёт У-2 (с 1944 года, после смерти его создателя Н.Н.Поликарпова, он звался уже ПО-2) - типичный биплан, мотор воздушного охлаждения с мощностью 100 лошадиных сил. "Кукурузник" широко применялся в различных сферах народного хозяйства. Это и штабной самолёт, и санитарный самолёт, и пассажирский, и предназначенный для аэрофотосъёмки, и поплавковый и многие другие модификации. За девять лет до начала войны появилась модель У-2ВС, имевшая возможность брать на борт шесть бомб весом 8 кг на держателях, к тому же в задней кабине такого самолёта имелась стрелковая точка с пулемётом ПВ-1.

Вес порожнего учебного самолёта - 656 кг, взлётного - 1100 кг. Максимальная скорость – 130 – 150 км\ч, потолок – 3800 м, для пробега и разбега необходимо не более 15- метров.

Ночная гроза фашистов

Во время Великой Отечественной войны  У-2 оказались настоящей головной болью для немцев, называвших их «кофемолками» и «швейными машинами». Бипланы использовались для ночных «беспокоящих налётов» на прифронтовые расположения немецких войск. У-2 применялись как бомбардировщики, могли выполнять функции самолётов связи и разведчиков. Имелся и санитарный вариант самолёта. Так как самолёт мог взлетать с любой площадки, его использовали для организации работы с партизанами. У-2 сбрасывал в тыл врага разведывательные и диверсионные группы, а разведчиков-одиночек.

Осенью 1941 года в ВВС СССР было начато формирование женских авиационных частей. 23 лётчицам, воевавшим на "кукурузниках", присвоено звание Герой Советского Союза.

"Стелсы" Великой Отечественной

Тактика использования У-2 была такова: лёгкие бомбардировщики шли к цели на сверхмалой высоте или на малой скорости.  Это делало их невидимыми для средств ПВО. Бомбометание с малой высоты производилось с точностью, несмотря на примитивные средства прицеливания и тёмное время суток. Зенитчики, стрелявшие из-за низкой скорости самолёта промахивались, а высокая маневренность биплана не позволяла немецким истребителям зайти ему в хвост. Такой же маневренностью вряд ли мог бы похвастаться самолёт космического масштаба , над проектом которого сейчас работают американцы.

Кукурузник попал в Книгу рекордов Гиннеса

Советский «кукурузник» Ан-2 оказался в книге Рекордов Гиннеса как самый долго эксплуатируемый самолет. "Кукурузник" производится больше 65 лет. Кроме того, Ан-2 завоевал звание самого большого одномоторного биплана и самого массового многоцелевого самолета. Сегодня он выпускается в Китае как модель Фонг Шу-2.

Кукурузник побывал на Южном полюсе

Летчики-испытатели АНТК имени Антонова на одномоторном биплане Ан-3Т совершили очень необычный и экстремальный полёт – покорили на нём Южный полюс. Лётчики двигались на предельной для "кукурузника" высоте – 4 тыс. метров. Командир экипажа Сергей Тарасюк признавался потом, что было очень холодно.

Китайский ребёнок установил рекорд на «кукурузнике»

5-летний китаец Хэ Идэ самостоятельно поднялся в воздух на небольшом «кукурузнике» и 35 минут парил над парком дикой природы в Пекине. Хэ Идэ попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый юный пилот. Тренировался пацан перед полетом всего месяц. В кабине рядом с ним был инструктор, но, по его словам, юному пилоту он не помогал.

Производство кукурузников в России прекратили в 2009 году

В мае 2009 года гендиректор ГКНПЦ им.Хруничева Владимир Нестеров издал приказ о прекращении производства самолетов АН-3, модернизированной версии легендарного «кукурузника» АН-2, на ПО «Полет» (Омск). Причина одна – отсутствие рынка сбыта. По статистике за года до этого из-за высокой стоимости ($1,5-1,9 млн.) продано было всего три самолёта АН-3. Специалисты заявляют: американские самолёты аналогичного класса Cessna Grand Caravan стоят дешевле, а их качество несравнимо выше.

Российские власти намерены вернуть кукурузники

В Министерстве промышленности и торговли сообщили, что есть заказ на 260 самолетов Ан-2, и заказчики готовы забирать машин сразу. Выпуск самолёта ведется в рамках программы развития авиационной промышленности до 2025 года, принятой российским правительством. В процессе реконструкции самолеты Ан-2 получат новый двигатель, обшивку, гарантированный 10-летний ресурс работы - и все это за приемлемые средства для эксплуатанта.

Ночную ведьму звали Ласточкой

Поздней осенью 1943 года ночью над крымским берегом в районе Керчи летел самолет. Крылатая машина следовала прямо через позиции немцев, которые ощетинились зенитками, пулеметами и лучами прожекторов, держа курс к месту высадки эльтигенского десанта, освобождавшего полуостров от захватчиков. Неожиданно небо прошили трассеры, замелькали вспышки. Но отважный пилот не дрогнул, ведь за штурвалом легкого "кукурузника" По-2 сидела Антонина Худякова - одна из легендарных "ночных ведьм", наводивших ужас на гитлеровцев, Ласточка, как звали ее наши солдаты. За свои многочисленные подвиги, выполненные не на мощном истребителе, а фактически на учебном легком самолете, она была удостоена звания Героя Советского Союза.

Родилась наша героиня 20 июня 1917 года на Брянщине, в деревне Новая Слобода, в крестьянской семье. По воспоминаниям современников, крепкий, волевой характер сформировался у будущей летчицы еще в детстве. Красавица-отличница Тоня росла смелой и очень самостоятельной в своих решениях. Окончив школу-семилетку, девушка поступила в Брянский машиностроительный техникум - на отделение электросварщиков. Читайте больше...

Кунижев Андрей
АПС - это не только Стечкин АПС - это не только Стечкин Оружие
Подводные автмоат и пистолет советского производства на голову превосходят зарубежные аналоги. Конструкторы - муж и жена - подошли к оружию вдумчиво и по-творчески. Итог порадовал наших пловцов.
"Скиф" станет частью "Мертвой руки" системы "Периметр" "Скиф" станет частью "Мертвой руки" системы "Периметр" Статьи
Несколько лет назад Конгресс США провел слушания по поводу опасности залегания на шельфе вокруг Америки "ядерных мин "Крот". В 2017 г. были проведены испытания еще более страшного оружия.