Супер-линкоры фашистской Германии и Японии
Сверхкрупные корабли - большая игрушка

 Составить какой-либо «рейтинг» линкоров конца второй мировой войны сложно, ибо получить первое место могли бы сразу четыре линкора, и у каждого из них есть для этого все основания. Все четыре претендента отличаются не только неповторимой конструкцией, хроникой боевого применения, но и историей трагической гибели. Каждый создавался под конкретные задачи и условия несения службы, под определенного противника и для каждого была создана своя концепциея  применения флота.

Разные театры боевых действий диктовали различные правила: внутренние моря или открытый океан, близость или, напротив, большая удаленность баз. Классические эскадренные бои с аналогичными себе монстрами или кровавое месиво с отражением бесконечных воздушных атак,  атакже обстрелом укреплений на вражеском побережье.

Сверхкрупные корабли - большая игрушка. Сверхкрупные корабли - большая 1

Корабли нельзя рассматривать в отрыве от геополитической карты, состояния научно-промышленной и финансовой сфер государств - все это вместе оставляло свой неповторимый отпечаток на их конструкции.

Прямое сравнение кораблей при этом совершенно исключено. Но претенденты на звание лучшего линкора очевидны. Это «Бисмарк», «Тирпиц», «Айова» и «Ямато» - корабли о которых знают даже те, кто никогда не интересовался флотом.

В апреле 1944 года британцы отважились с наличием целых 20кораблей (!!!) приблизиться к Альта-фьорду - туда, где под темными сводами норвежских скал ржавела гордость Кригсмарине, супер-бэттлшип «Тирпиц». Результаты той операции  под названием «Вольфрам» оцениваются как спорные - палубные самолеты смогли разбомбить немецкую базу, причинить надстройкам линкора серьезный ущерб. Но нового «Перл-Харбора» не вышло - нанести «Тирпицу» смертельные раны англичане так и не смогли.

Сверхкрупные корабли - большая игрушка. Сверхкрупные корабли - большая 2

Немцы потеряли 123 человека убитым, однако линкор оставался угрозу для судоходства в Северной Атлантике. Основные проблемы доставили не столько многочисленные попадания бомб и пожары на верхней палубе, сколько вновь открывшиеся течи в подводной части корпуса - результат предыдущей британской атаки с использованием мини-субмарин.
Сверхкрупные корабли - большая игрушка.

За всё время стоянки в норвежских водах «Тирпиц» выдержал многие десятки ударов с воздуха - всего за годы войны в налетах на линкор приняло участие около 700 самолетов британской и советской авиации! «Тирпиц» был настоящим воплощением идей древнего китайского полководца и мыслителя Сунь Цзы («Искусство войны») - не совершив ни одного выстрела по кораблям противника, он на целых три года сковал все действия британцев в Северной Атлантике!

Сверхкрупные корабли - большая игрушка. Сверхкрупные корабли - большая 3

Непобедимый «Тирпиц» стал зловещим пугалом британскому Адмиралтейству: военное планирование любой операции начиналось с вопроса «Что произойдёт, если «Тирпиц» покинет стоянку и выйдет в море?

Именно «Тирпиц» распугал эскорт конвоя PQ-17, на который охотились все линкоры и авианосцы флота метрополии в арктических широтах. В него стреляла лодка К-21. Из-за него «Ланкастеры» из Королевских ВВС все время войны оставались на аэродроме Ягодный под Архангельском. Однако все оказалось бесполезно. Британцам удалось уничтожить супер-линкор только к концу второй мировой с помощью чудовищных 5-тонных бомб «Толлбой». Впечатляющий "успех" линкора «Тирпиц» ничто иное как наследие, оставшееся от «Бисмарка» - однотипного линейного корабля. Встреча с "Бсимарком" навсегда вселила страх в сердца англичан: перед их глазами застыл погребальный столб пламени, взметнувшийся над британским линейным крейсером HMS Hood. В ходе боя в Датском проливе "тевтонскому рыцарю" потребовалось лишь пять залпов и одно удачное попадание, чтобы разделаться с британским «джентльменом». Представьте себе: один снаряд, калибром 380 мм, весом в 800 килограмм отправил на дно корабль водоизмещением 46 тысяч тонн и длинной 267 метров.

Сверхкрупные корабли - большая игрушка. Сверхкрупные корабли - большая 4


Позже наступил час расплаты. За «Бисмарком» погналась эскадра из 47 кораблей и 6 субмарин британцев. После боя они подсчитали: чтобы затопить чудище, им пришлось выпустить 8 торпед и 2876 снарядов главного, среднего и универсального калибра!

На свете, говорят, есть три бесполезные вещи: пирамида Хеопса, Великая китайская стена и линкор «Ямато»... Ой ли?

С линейными кораблями «Ямато» и «Мусаси» вышла вот какая история: они оказались незаслуженно оклеветаны. Вокруг них сложился образ «неудачников», позорно погибших при первой же встрече с противником.

Но факты говоря т о другом:

Эти корабли  успели повоевать и приняли героическую смерть перед лицом численно превосходящих сил противника. Что еще от них требовалось? Яркие победы? Увы, в той ситуации, в которой находилась Япония в период 1944-45 гг., даже Посейдон вряд ли бы смог действовать лучше, чем «Мусаси» и «Ямато».

Какими были недостатки супер-линкоров японцев?

В первую очередь это, конечно, чрезвычайно слабая ПВО - ни зенитные снаряды калибра 460 мм, ни сотни мелкокалиберных автоматов с магазинным питанием никак не могли заменить современные зенитки с системами управления корректировки огня по данным радара.

Слабая ПТЗ? (Противо-торпедная защита). Это тоже не так, поскольку «Мусаси» и «Ямато» погибли после 10-11 попаданий торпед - столько бы никакой линкор на планете не выдержал (кстати, вероятность гибели американской «Айовы» от попадания шести торпед оценивалась в 90%).

В остальном, линкор «Ямато» соответствовал превосходной степени. А как же: самый большой линкор в истории и самый крупный боевой корабль, принявший участие во Второй мировой войне. 70 тысяч тонн полного водоизмещения. Главный калибр - 460 мм. Бронепояс - 40 сантиметров сплошного металла. Стены боевой рубки - полметра брони. Толщина лобовой детали башни ГК еще больше - 65 сантиметров стальной защиты. Грандиозно, согласитесь! Главным просчетом японцев стала завеса чрезвычайной секретности, окутавшая все, что могло быть связано с линкорами «Ямато». Сегодня сохранились лишь считанные фотографии этих монстров, сделанные с борта американских самолетов...

Такими кораблями можно было гордиться и пугать врага, хотя американцы до последнего  были уверены, что представит драться с обычными линкорами, с орудиями калибром 406 мм. если бы у японцев была грамотная пиар-политика, одно только известие о существовании линкоров «Ямато» и «Мусаси» породило бы панический страх среди командующих ВМС США и их союзников - так, как это произошло с «Тирпицем». Янки бы бросились строить похожие корабли с полуметровой броней и пушками калибра 460 или даже 508 мм - в общем, было бы весело встреться таким линкорам один на один. Стратегический эффект от японских супер-линкоров мог бы оказаться гораздо большим.

 Гигантский линкор "Советский Союз": история проекта - Игорь НИКОЛАЙЧУК

15 июля 1938 года на Балтийском судостроительном заводе заложили первый линкор проекта 23 - "Советский Союз". Затем в Николаеве начали строительство "Советской Украины", а в Северодвинске (который тогда назывался Молотовском) - "Советской Белоруссии" и "Советской России". При их проектировании учитывались все новейшие достижения кораблестроения. Силовые установки для линкора были закуплены в Швейцарии, а часть брони приобрели в Германии. Броневая защита линкоров была не только вертикальной, но и горизонтальной: 155-миллиметровая броня верхней палубы защищала от авиабомб весом до 500 килограммов. Читайте больше...

Каким будет российский эсминец ХХI века

Очень может быть, что в скором будущем российский флот получит сильный и большой корабль класса эсминцев. Основной задачей этого корабля будет создание "зонтика" над морем. Проект эсминца уже существует. Его условное название - "Лидер" (проект 23560). По оценкам экспертов, это будет самый крупный, дорогой и современный корабль с 1989 года.

  Каким будет российский эсминец ХХI века

Когда в 1868 году англичанин Дж. Уайтхед сконструировал свою самодвижущуюся мину-торпеду он и не предполагал, что его изобретение создаст целый новый класс кораблей, главным оружием которых станут именно его "мины", из-за чего их и назовут впоследствии миноносцами. Первым российским мореходным миноносцем стал "Взрыв", спущенный на воду в 1877 году. Прошло 138 лет и... какие новые корабли этого класса планируется построить в России? Читайте больше...

Кунижев Андрей
Частные военные компании в России Частные военные компании в России Статьи
Официальным юридическим статусом ЧВК в РФ пока не обладают – данный законопроект находится на стадии рассмотрения.
Антимифы об оружии Антимифы об оружии Познавательное
Все мы живем в плену общераспространенных клише. "Я знаю, что это правда, потому что все так говорят..." Предлагаем Вашему вниманию разоблачение 10 популярных мифов.