Супер-линкоры фашистской Германии и Японии
Сверхкрупные корабли - большая игрушка

 Составить какой-либо «рейтинг» линкоров конца второй мировой войны сложно, ибо получить первое место могли бы сразу четыре линкора, и у каждого из них есть для этого все основания. Все четыре претендента отличаются не только неповторимой конструкцией, хроникой боевого применения, но и историей трагической гибели. Каждый создавался под конкретные задачи и условия несения службы, под определенного противника и для каждого была создана своя концепциея  применения флота.

Разные театры боевых действий диктовали различные правила: внутренние моря или открытый океан, близость или, напротив, большая удаленность баз. Классические эскадренные бои с аналогичными себе монстрами или кровавое месиво с отражением бесконечных воздушных атак,  атакже обстрелом укреплений на вражеском побережье.

Сверхкрупные корабли - большая игрушка. Сверхкрупные корабли - большая 1

Корабли нельзя рассматривать в отрыве от геополитической карты, состояния научно-промышленной и финансовой сфер государств - все это вместе оставляло свой неповторимый отпечаток на их конструкции.

Прямое сравнение кораблей при этом совершенно исключено. Но претенденты на звание лучшего линкора очевидны. Это «Бисмарк», «Тирпиц», «Айова» и «Ямато» - корабли о которых знают даже те, кто никогда не интересовался флотом.

В апреле 1944 года британцы отважились с наличием целых 20кораблей (!!!) приблизиться к Альта-фьорду - туда, где под темными сводами норвежских скал ржавела гордость Кригсмарине, супер-бэттлшип «Тирпиц». Результаты той операции  под названием «Вольфрам» оцениваются как спорные - палубные самолеты смогли разбомбить немецкую базу, причинить надстройкам линкора серьезный ущерб. Но нового «Перл-Харбора» не вышло - нанести «Тирпицу» смертельные раны англичане так и не смогли.

Сверхкрупные корабли - большая игрушка. Сверхкрупные корабли - большая 2

Немцы потеряли 123 человека убитым, однако линкор оставался угрозу для судоходства в Северной Атлантике. Основные проблемы доставили не столько многочисленные попадания бомб и пожары на верхней палубе, сколько вновь открывшиеся течи в подводной части корпуса - результат предыдущей британской атаки с использованием мини-субмарин.
Сверхкрупные корабли - большая игрушка.

За всё время стоянки в норвежских водах «Тирпиц» выдержал многие десятки ударов с воздуха - всего за годы войны в налетах на линкор приняло участие около 700 самолетов британской и советской авиации! «Тирпиц» был настоящим воплощением идей древнего китайского полководца и мыслителя Сунь Цзы («Искусство войны») - не совершив ни одного выстрела по кораблям противника, он на целых три года сковал все действия британцев в Северной Атлантике!

Сверхкрупные корабли - большая игрушка. Сверхкрупные корабли - большая 3

Непобедимый «Тирпиц» стал зловещим пугалом британскому Адмиралтейству: военное планирование любой операции начиналось с вопроса «Что произойдёт, если «Тирпиц» покинет стоянку и выйдет в море?

Именно «Тирпиц» распугал эскорт конвоя PQ-17, на который охотились все линкоры и авианосцы флота метрополии в арктических широтах. В него стреляла лодка К-21. Из-за него «Ланкастеры» из Королевских ВВС все время войны оставались на аэродроме Ягодный под Архангельском. Однако все оказалось бесполезно. Британцам удалось уничтожить супер-линкор только к концу второй мировой с помощью чудовищных 5-тонных бомб «Толлбой». Впечатляющий "успех" линкора «Тирпиц» ничто иное как наследие, оставшееся от «Бисмарка» - однотипного линейного корабля. Встреча с "Бсимарком" навсегда вселила страх в сердца англичан: перед их глазами застыл погребальный столб пламени, взметнувшийся над британским линейным крейсером HMS Hood. В ходе боя в Датском проливе "тевтонскому рыцарю" потребовалось лишь пять залпов и одно удачное попадание, чтобы разделаться с британским «джентльменом». Представьте себе: один снаряд, калибром 380 мм, весом в 800 килограмм отправил на дно корабль водоизмещением 46 тысяч тонн и длинной 267 метров.

Сверхкрупные корабли - большая игрушка. Сверхкрупные корабли - большая 4


Позже наступил час расплаты. За «Бисмарком» погналась эскадра из 47 кораблей и 6 субмарин британцев. После боя они подсчитали: чтобы затопить чудище, им пришлось выпустить 8 торпед и 2876 снарядов главного, среднего и универсального калибра!

На свете, говорят, есть три бесполезные вещи: пирамида Хеопса, Великая китайская стена и линкор «Ямато»... Ой ли?

С линейными кораблями «Ямато» и «Мусаси» вышла вот какая история: они оказались незаслуженно оклеветаны. Вокруг них сложился образ «неудачников», позорно погибших при первой же встрече с противником.

Но факты говоря т о другом:

Эти корабли  успели повоевать и приняли героическую смерть перед лицом численно превосходящих сил противника. Что еще от них требовалось? Яркие победы? Увы, в той ситуации, в которой находилась Япония в период 1944-45 гг., даже Посейдон вряд ли бы смог действовать лучше, чем «Мусаси» и «Ямато».

Какими были недостатки супер-линкоров японцев?

В первую очередь это, конечно, чрезвычайно слабая ПВО - ни зенитные снаряды калибра 460 мм, ни сотни мелкокалиберных автоматов с магазинным питанием никак не могли заменить современные зенитки с системами управления корректировки огня по данным радара.

Слабая ПТЗ? (Противо-торпедная защита). Это тоже не так, поскольку «Мусаси» и «Ямато» погибли после 10-11 попаданий торпед - столько бы никакой линкор на планете не выдержал (кстати, вероятность гибели американской «Айовы» от попадания шести торпед оценивалась в 90%).

В остальном, линкор «Ямато» соответствовал превосходной степени. А как же: самый большой линкор в истории и самый крупный боевой корабль, принявший участие во Второй мировой войне. 70 тысяч тонн полного водоизмещения. Главный калибр - 460 мм. Бронепояс - 40 сантиметров сплошного металла. Стены боевой рубки - полметра брони. Толщина лобовой детали башни ГК еще больше - 65 сантиметров стальной защиты. Грандиозно, согласитесь! Главным просчетом японцев стала завеса чрезвычайной секретности, окутавшая все, что могло быть связано с линкорами «Ямато». Сегодня сохранились лишь считанные фотографии этих монстров, сделанные с борта американских самолетов...

Такими кораблями можно было гордиться и пугать врага, хотя американцы до последнего  были уверены, что представит драться с обычными линкорами, с орудиями калибром 406 мм. если бы у японцев была грамотная пиар-политика, одно только известие о существовании линкоров «Ямато» и «Мусаси» породило бы панический страх среди командующих ВМС США и их союзников - так, как это произошло с «Тирпицем». Янки бы бросились строить похожие корабли с полуметровой броней и пушками калибра 460 или даже 508 мм - в общем, было бы весело встреться таким линкорам один на один. Стратегический эффект от японских супер-линкоров мог бы оказаться гораздо большим.

 Гигантский линкор "Советский Союз": история проекта - Игорь НИКОЛАЙЧУК

15 июля 1938 года на Балтийском судостроительном заводе заложили первый линкор проекта 23 - "Советский Союз". Затем в Николаеве начали строительство "Советской Украины", а в Северодвинске (который тогда назывался Молотовском) - "Советской Белоруссии" и "Советской России". При их проектировании учитывались все новейшие достижения кораблестроения. Силовые установки для линкора были закуплены в Швейцарии, а часть брони приобрели в Германии. Броневая защита линкоров была не только вертикальной, но и горизонтальной: 155-миллиметровая броня верхней палубы защищала от авиабомб весом до 500 килограммов. Читайте больше...

Каким будет российский эсминец ХХI века

Очень может быть, что в скором будущем российский флот получит сильный и большой корабль класса эсминцев. Основной задачей этого корабля будет создание "зонтика" над морем. Проект эсминца уже существует. Его условное название - "Лидер" (проект 23560). По оценкам экспертов, это будет самый крупный, дорогой и современный корабль с 1989 года.

  Каким будет российский эсминец ХХI века

Когда в 1868 году англичанин Дж. Уайтхед сконструировал свою самодвижущуюся мину-торпеду он и не предполагал, что его изобретение создаст целый новый класс кораблей, главным оружием которых станут именно его "мины", из-за чего их и назовут впоследствии миноносцами. Первым российским мореходным миноносцем стал "Взрыв", спущенный на воду в 1877 году. Прошло 138 лет и... какие новые корабли этого класса планируется построить в России? Читайте больше...

Кунижев Андрей
АПС - это не только Стечкин АПС - это не только Стечкин Оружие
Подводные автмоат и пистолет советского производства на голову превосходят зарубежные аналоги. Конструкторы - муж и жена - подошли к оружию вдумчиво и по-творчески. Итог порадовал наших пловцов.
"Скиф" станет частью "Мертвой руки" системы "Периметр" "Скиф" станет частью "Мертвой руки" системы "Периметр" Статьи
Несколько лет назад Конгресс США провел слушания по поводу опасности залегания на шельфе вокруг Америки "ядерных мин "Крот". В 2017 г. были проведены испытания еще более страшного оружия.