Ответный удар: Легендарные "Молодцы" возвращаются. Видео, фото
Россия вернет на вооружение легендарных

Последний ракетный эшелон распилили почти десять лет назад, но он возвращается.

Недавно 4-й ЦНИИ отчитался по теме «Молодец», проведенной, как было доложено, «в интересах создания перспективных ракетных комплексов подвижного (железнодорожного) базирования».

Что это за "Молодец", насколько драматичной была его судьба, сейчас и наступило время вспомнить

Как губили "Молодца"

«Необходимо уничтожить все ракетные поезда», - потребовали от тогдашнего вечно пьяного президента России американцы, подписывая Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. И Ельцин разухабисто распорядился, тем более, что Вашингтон выделил деньги на уничтожение страшных ракет. Попутно нас утешали: на смену железнодорожному «Молодцу» придет ваш новый автомобильный технологичный «Тополь».

Вот только "Молодец" нес десяток боеголовок, а "Тополь" - лишь одну...

Позже в Москве осознали: договор запрещает разработку новых ракетных комплексов типа "Молодца". Ограничения американцы сняли после подписания СНВ-3: в белом доме решили, что воспроизвести комплексы России уже не под силу, тем более, что советские боевые железнодорожные ракетные комплексы производились в Украинской ССР...

Вполне вероятно, что сейчас в Вашингтоне кусают логти, читая о возвращении «Молодца»...

Как устроен "Молодец"

С виду это вполне обычный состав, который тянут целых три тепловоза. Обычные почтово-багажные и рефрижераторные вагоны. Однако в семи из этих вагоноврасполагаются: командная секция ракетного полка (пункт управления, узел связи, дизель-электростанция, общежития офицеров и солдат, столовая, мастерская-аппаратная). А в девяти - пусковые модули с «молодцами». Каждый смысловой модуль состоит из трех вагонов: командный пункт, пусковая установка с ракетой, технологическое оборудование. Ну и вагон-цистерна с горючим...

Тысячи таких составов с продовольствием или почтой носились по одной шестой части суши. И только те, кто понимал, что происходит, сразу видели: у вагонов-«рефов» с ракетами восьмиколесные тележки, а не не четырехколесные, как обычно. Вес - почти 150 тонн, а на бортах надпись «для легких грузов». Три тепловоза необходимы, чтобы при необходимости растащить пусковые блоки в разные концы России...

Россия вернет на вооружение легендарных

Как действовал "Молодец"

Ракетные поезда бывали на перегонах по ночам и обязательно - в обход крупных станций. При свете солнца они отстаивались на специально оборудованных стоянках - и сейчас можно встретить заброшенные ответвления в никуда, при этом на столбах всегда находятся датчики определения координат. Без которых быстрый старт ракеты невозможен...

Состав останавливался в таком тупике, крыша вагона откидывалась - и из «рефрижератора» вылетал «молодец»-удалец весом 104,5 тонны. Только на пятидесятиметровой высоте начиналось действие маршевого двигателя первой ракетной ступени - иначе огненная струя ударила бы по пусковому комплексу и спалила рельсы...

Две минуты, и запуск "Молодца" осуществлен.

Трехступенчатая твердотопливная ракета РТ-23УТТХ забрасывала 10 боевых блоков мощностью 430 тысяч тонн каждая на дальность 10 100 км. И со средним отклонением от цели 150 метров. Она обладала повышенной стойкостью к воздействию ядерного взрыва и была способна самостоятельно восстанавливать информацию в своем электронном «мозгу» после него...

Россия вернет на вооружение легендарных

Как побеждал "Молодец"

Таких поездов было двенадцать. 36 ракет, а значит 360 боевых блоков располагались под Костромой, Пермью и в Красноярском крае. Взвод «молодцов» был центральным в группировке ответного удара, постоянно перемещался в радиусе 1500 км от точки базирования. А так как они не отличались от обычных составов, то, выезжая на железнодорожную магистраль, исчезали для разведки противника.

И за сутки "Молодцы" могли отмахать каждый до 1000 километров!

Это-то и бесило американцев. Моделирование сводило с ума командование: удар целых двух сотен ракет «Минитмен» или МХ (суммарно это 2000 боевых блоков) мог бы вывести из строя лишь 10% «молодцев». Для контроля над остальными надо было запускать до 18 спутников разведки дополнительно. И содержание подглядывающих превысило стоимость тех, за кем они подглядывали...

Как не расстроиться Вашингтону?

Американцы пытались заняться копированием, однако потерпели стыдную технологическую неудачу. Зато хорошо сыграли на горбачевских и ельцинских амбициях "миролюбов": в 1991-м Горбачев согласился на подписание договора СНВ-1. «Молодцов» сняли с боевого дежурства . А вскоре их и вовсе отправили к ближайшим мартенам...

Эксперты считают, что рождение нового «Молодца» ожидается уже в 2019 году.

Ракетные поезда: достоинства и недостатки

23 апреля текущего года заместитель министра обороны Юрий Борисов сделал заявление о начале работы над ракетными поездами нового поколения. Московский институт теплотехники уже приступил к созданию эскизного проекта. При этом сам вопрос о необходимости столь  экзотических носителей в составе российской ядерной триады до сих пор продолжает служить предметом для весьма оживленных дискуссий и его окончательное разрешение во многом зависит от того, что именно МИТ сможет предложить военным в финале "бумажной" части конструкторских работ. Читайте больше...

Ракетные войска РФ усилят "Баргузином"

"Баргузином" будет называться новый БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс, который существенным образом дополнит действующие в России ракетные системы и усилит оборонительные возможности нашей страны. Ракета для комплекса "Баргузин" создается на базе ракеты "Ярс". По внешнему виду БЖРК "Баргузин" будет похож на комплекс "Молодец".

  Ракетные войска РФ усилят

Первые ракетные бронепоезда

Сейчас уже и не скажешь, кому первому пришло в голову поставить артиллерийское орудие на железнодорожную платформу. Однако хорошо известно, что таковые орудия применялись еще в годы гражданской войны в США в 1861 - 1865 гг. Позднее бронепоезда англичане применяли в Судане и в англо-бурской войне. Читайте больше...

Кунижев Андрей
Зенитная ракетная система С-300В на страже неба. ФОТО Зенитная ракетная система С-300В на страже неба. ФОТО Статьи
ЗРС С-300В предназначена для поражения баллистических ракет наземного и авиационного базирования, крылатых ракет, самолетов стратегической и тактической авиации.
Затонувший танк стал последним рубежом обороны Затонувший танк стал последним рубежом обороны Статьи
17 декабря 1943 г., в ходе кровопролитных боев за деревню Демешково в районе города Невеля Псковской области 328-й танковый батальон 118-й отдельной танковой бригады перешел в контрнастпуление.