М-72 — советский тяжёлый мотоцикл
М-72 — советский тяжёлый мотоцикл
Фото

Тяжёлый мотоцикл с коляской, копия немецкого BMW-R71

В начале 1940 года на заседании Главного бронетанкового управления с участием представителей мотоциклетных заводов была поставлена задача в срочном порядке освоить производство мотоциклов с коляской для нужд РККА. В Германии было закуплено несколько образцов мотоцикла DMW-R71. Из них два передали Московскому мотоциклетному заводу (создан на базе велосипедного). Один был сохранён как базовый образец, второй разобран до винтика. С деталей были сняты чертежи, исследован химический состав и способы обратотки. Решено было всё сохранить как есть, изменить только электрическую схему.

Было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлым мотоциклам. Его возглавил Н.П.Сердюков, который в 30-х годах проходил стажировку на фирме BMW. Предусматривалась широкая кооперация предприятий, занятых производством мотоцикла, получившего обозначение М-72. Документацию на двигатель разрабатывал ЗИС, на коробку передач - завод имени КИМ, выпуск карданов и колясок поручили ГАЗу, фары - заводу осветительной арматуры в Кержаче, электрооборудование - АТЭ-1, карбюраторы - Московскому карбюраторному заводу. Были зайдествованы и другие предприятия в разных городах страны.

Весной 1941 года 2 первых опятных образца были показаны командованию РККА. После начала войны работы по организации производства были итенсифицированы. В августе 1941 ММЗ сдал армии первые серийные мотоциклы. Всего он изготовил более 3000 мотоциклов. Началась подготовка к производству на заводах "Серп и молот" в Харькове и "Промет" в Ленинграде. Ремонт мотоциклов осуществля бронетанковоремонтный завод №20 в Москве.

Осенью ММЗ был эвакуирован в Ирбит. Туда же вывезли станки с ЗИСа и АТЭ-1, оправили специалистов из Харькова и Ленинграда. Эвакуированное предприятие было размещено на территории бывшего пивоваренного завода. Часть станков пришлось поставить прямо на улице. Конструкторский отдел возглавил Н.П.Сердюков. 25 февраля 1942 года на фронт отправилась первая партия ирбитских мотоциклов. Одновременно развернул производство "Красная Этна" в Горьком (позже Горьковский мотоциклетный завод).

В 1947 году ИМЗ освоил собственное производство колясок. С ликидацией Горьковсого мотозавода в 1949 году производство М-72 перевели в Киев, куда прибыло 100 специалистов из Горького. Киевский мотоциклетный завод начал производство в 1950 году.

В Ирбите производство продолжалось до 1961 года, в Киеве - до 1963.

Описание конструкции

Мотоцикл имеет дуплексную раму из труб переменного сечения (круглое переходит в эллиптическое) и переменной толщины стенок. Двигатель четырёхтактный двухцилиндровый оппозитный нижнеклапанны воздушного охлаждения. Картер двигателя алюминиевый (во время войны какое-то время из-за нехватки алюминия отливали из чугуна), поршни - чугунные. Каждый цилиндр питался от своего карбюратора типа К-37. Зажигание от магнетто. Коробка передач четырёхступенчатая механическая с ножным переключением передач. Сцепление однодисковое сухое (с 1946 года - двухдисковое). Привод на ведущее колесо карданный. Главная передача - спирально-конические шестерни. Колёса с проволочными спицами. Подвеска заднего колеса пружинная. Передняя вилка телескопическая. Тормаза барабанные на оба колеса мотоцикла. На коляске устанавливался пулемёт ДП и ящик для 4 дисков к нему. На багажнике крепился ящик для 7 противотанковых гранат. На части мотоциклов вместо коляски устанавливался 82-мм миномёт.

Модификации

М-72 - первый серийный вариант. Выпускался с 1941 года.
М-72К - облегчённый кроссовый с форсированным двигателем. Выпущен небольшой партией для спортивных клубов.
М-72М - модернизированный. Отличался усовершенстванным двигателем, усиленной рамой, изменённой подвеской колеса коляски. Выпускался в Ирбите в 1956-1961 годах.
М-72Н - переходный к К-750. Применена маятниковая подвеска с короткими рычагами, пружинами и рычажными гидравлическими амортизаторами, база увеличена на 50 мм, доработана коляска.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса (одиночки/с коляской) 225/350 кг

Длина — 2 130/2 380 мм

Ширина — 815/1 590 мм

Высота — 960/1 000 мм

База — 1 430 мм

Клиренс 135 мм

Высота сиденья — 790 мм

Мощность двигателя 22 л.с. при 4 600 об/мин

Рабочий объем 746 см³

Число тактов 4

число цилиндров 2

Диаметр цилиндра 78 мм

Степень сжатия 5,5

Ход поршня 78 мм

Тип свечей А-11

Карбюратор К-37

Зажигание батарея 3МТ-14

Напряжение 6 В

Реле-регулятор РР-1/РР-31

Генератор, мощность Г-11, 45 Вт

Трансмиссия карданный вал

Коробка передач 4-х скоростная

Передаточные числа 3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3

Шины 3,75×19

Давление в шинах 1,5/2,5 атм (передняя/задняя)

Запас топлива 22 л

Расход топлива 7 л/100 км

Максимальная скорость 110/95 км/ч

Василенко Валерий

Не забудьте включить MilitaryTimes в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

Первая помощь при переломе носа Первая помощь при переломе носа Безопасность
При переломе носа процедуры диагностики, тампонады и вправления должен проводить специалист, но от действий того, кто оказался рядом в первую минуту, тоже многое зависит.
Жизненно важные точки шеи и горла Жизненно важные точки шеи и горла Безопасность
Запоминаем,чтобы случайно НЕ НАВРЕДИТЬ человеку и уметь ЗАЩИТИТЬ своё здоровье!