Крылатый хищник СССР
Крылатый хищник СССР
Фото

В середине 1950-х годов СССР столкнулся с новой угрозой — стратегическими атомными подлодками, способными погружаться на огромную глубину и беспрепятственно наносить ракетные удары в самое сердце советской империи.

Выход из сложного положения был найден — военная машина Советов переключилась на формирование противолодочной авиации. С легкой руки руководства был дан старт множеству уникальных проектов, в том числе, творению гениального советского конструктора Р.Л. Бартини — противолодочной амфибии вертикального взлета ВВА-14.

Аббревиатура ВВА-14 расшифровывается как вертикально взлетающая амфибия с 14 двигателями. За свой внешний вид ВВА-14 прозвали «Фантомасом» и «Змеем Горынычем». Конструкция этого аппарата действительно была уникальной. ВВА-14 — высокоплан с горизонтальным и вертикальным оперением, поплавками и системой наддува.

В теории машина Бартини должна была взлетать и садиться на водную поверхность при самых экстремальных условиях, включая волнение моря до 4-5 баллов. Дальность применения ВВА-14 составляла 1200-1500 км. Иными словами, взлетая с глади Финского залива, «Фантомас» мог контролировать всю акваторию Балтийского моря, включая датский берег.

Амфибия Бартини могла не только вести поиск субмарин противника, но и уничтожать их с помощью авиационных торпед, мин или бомб. Всего бомбоотсек «Змея Горыныча» мог вмещать порядка 2 000 кг вооружения. Защиту летательного аппарата обеспечивал оборонительный комплекс постановки активных и пассивных помех.

Практика показала, что для реализации революционных идей Бартини требуется гораздо больше сил и ресурсов, чем предполагалось ранее. Некоторые технические решения, использованные в конструкции амфибии, зачастую требовали отдельных экспериментальных стендов. В конечном итоге даже испытательный образец был сделан в трех разных вариантах.

Первый из них, под маркировкой «1М», не мог ни взлетать, ни садиться.На нем конструкторы испытывали общие аэродинамические качества аппарата, его устойчивость на всех режимах полета, а также возможности маршевых двигателей. Интересная деталь: «1М» скрывался под опознавательными знаками Аэрофлота с бортовым номером СССР-19172.

Второй образец, «2М» был сконструирован под отработку взлета и посадки. Замыкала троицу оружейная модель, призванная протестировать боевое применение комплексов вооружения.

Первый полет ВВА-14 состоялся 4 сентября 1972 года — спустя семь лет после начала разработки. «Летали так, как на тренажере!», — похвалил детище Бартини летчик-испытатель Ю.М. Куприянов. Аэродинамическая схема с крылом-центропланом полностью себя оправдала. Два маршевых двигателя Д-30М продемонстрировали стабильную и надежную работу на протяжении всех испытательных полетов, вплоть до лета 1973 года.

Единственной неразрешенной проблемой остались двенадцать подъемных двигателей РД36-35ПР, которые так и не были доработаны к началу полетов.В итоге последняя опытная модификация ВВА-14 (14М1П) превратила аппарат в экраноплан.

И хотя экспериментальный аппарат так и не смог взмыть в небо с водной глади, он стал своеобразным воплощением творческого гения советской конструкторской школы. Посмотреть на корпус прототипа ВВА-14 можно в Центральном музее ВВС в Монино.

Кунижев Андрей
На Урале воссоздали уникальный пятибашенный танк Т-35 На Урале воссоздали уникальный пятибашенный танк Т-35 Статьи
Коллекция музея военной техники в Верхней Пышме пополнилась уникальным экспонатом: уральские металлурги по советским чертежам воссоздали тяжелый Т-35 - единственный в мире серийный пятибашенный танк.
АН-94 «Абакан» - 5,45-мм автомат Никонова АН-94 «Абакан» - 5,45-мм автомат Никонова Оружие
История автомата АН-94 началась в 1981 г. Военное руководство СССР объявило конкурс под кодовым названием «Абакан».